Расследования

Офшор ректора: как имущество Университета профсоюзов превратилось в виллы, бизнес и залоги

Десятилетиями Александр Запесоцкий был человеком системы — дружил с губернаторами, выступал доверенным лицом Путина и превращал университет в витрину лояльности. Но когда Генпрокуратура пришла за имуществом профсоюзного вуза, нашлась и другая история: сейшельский офшор, объекты в центре Петербурга, виллы на Лазурном берегу и Балтийском побережье. «Хроники.Медиа» собрали карту активов, которые складываются в портрет «вечного ректора» уже за пределами университета.

Человек системы

На протяжении всех лет Запесоцкий был при власти. В 1994 году он и сам пытался попасть во власть, выдвигаясь в Законодательное Собрание Петербурга. Он смог выйти во второй тур голосования, но в итоге выборы были признаны несостоявшимися.

Он поддерживал хорошие отношения и с мэром Собчаком, и со сменившим его губернатором Яковлевым — даже был доверенным лицом этих политических оппонентов, когда они уже были при власти и выдвигались повторно. Хорошие отношения у него сложились и со следующим губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, а в 2012 году Запесоцкий даже стал доверенным лицом Владимира Путина на очередных президентских выборах.

После начала полномасштабного вторжения в Украину Александр Запесоцкий тоже сохранил лояльность — возглавляемый им Государственный университет профсоюзов стал передовиком в деле продвижения провоенной пропаганды: на видеоэкранах в вузе транслировались соответствующие ролики, на преподавателей доносили за антивоенную позицию и заставляли уволиться, а студентов отчисляли за участие в антивоенных акциях.

«После 24 февраля руководство вуза с энтузиазмом включилось в милитаристскую пропаганду. Идешь по первому этажу, видишь телевизионную панель, где крутят тупые шуточки про украинцев вместе с воинственными заявлениями ректора — и возникает ощущение, что ты Штирлиц в коридорах Рейхсканцелярии»

рассказывал изданию «Медиазона» доктор философии и бывший преподаватель Университета профсоюзов Вячеслав Корнев.

Через три недели после начала вторжения в вузе прошла лекция редактора портала «ИноСМИ» государственного агентства «РИА Новости» Дмитрия Бабича об освещении действий российских войск в иностранной прессе. Открывая мероприятие, ректор Запесоцкий заявил, что Запад «навязывает нам свою точку зрения», но пропагандист из государственного информагентства поможет увидеть «многомерную картину».

Начало конца

Несколько месяцев назад о ректоре заговорили все: генпрокуратура обратилась в суд для изъятия в собственность государства имущества вуза. Вместе с этим от исполнения обязанностей ректора был отстранен и вечный Александр Запесоцкий.

Вуз, созданный в начале 90-х годов прошлого столетия всесильными профсоюзами, сразу предлагал в основном лишь платное образование, несмотря на социальный бэкграунд в лице профсоюзных учредителей и государственное финансирование. Генпрокуратура посчитала, что имущество вуза никогда не принадлежало профсоюзам, а изначально создавалось за счет еще советского государства. Решение суда об изъятии имущества университета написано в лучших традициях современной российской политики — отсылки к историческим документам, в том числе первым Конституциям РСФСР и СССР, которые якобы не предполагали такого вида собственности, как собственность профсоюзов.

Параллельно с этим многие СМИ написали, со ссылкой на текст искового заявления, что Запесоцкий использовал вуз для личного обогащения: вывел из собственности университета здание в центре Петербурга, брал займы для себя и сына под залог университетского имущества, за счет вуза якобы оплачивались дорогостоящие туристические перелеты бизнес-классом во Францию, Монако и Италию, а также экскурсии, рестораны и алкоголь.

Сейшельский посредник

В СМИ, со ссылкой на правоохранительные органы, писали, что для сокрытия вывода из собственности здания в центре Петербурга использовался офшор с Сейшельских островов Norris N.V. Про это здание уже писали журналисты: в 2001 году Университет профсоюзов продал здание на Тамбовской улице компании Norris N.V., как пишут, всего лишь за 3,2 млн рублей. В 2008 году новым собственником здания стал Юрий Запесоцкий, который в 2021-2022 годах продал его — на профильных сайтах в объявлениях фигурировала цена 180 млн рублей.

Сейчас здание сдают в аренду — там обустроен хостел для мигрантов, в том числе сотрудников государственного учреждения «Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга».

Компания Norris N.V. всегда была тесно связана с семьей Александра Запесоцкого. Так, на заре 2000-х годов сейшельский офшор занимался скупкой помещений в самом центре города — на Невском проспекте, 22.

В 1997 году Гуманитарный университет профсоюзов зарегистрировал право собственности на долю в квартире площадью 285 кв. м на Невском, 22. В интернете можно найти информацию, что в 90-х годах по этому адресу располагался медицинский центр Гуманитарного университета профсоюзов. Через пару лет эта огромная квартира оказалась в собственности компании Norris N.V. В те же годы в собственности компании оказалось еще три квартиры общей площадью около 600 кв. м.

В 2004 году Александр Запесоцкий и Norris N.V. обращались к властям Санкт-Петербурга, добиваясь перевода жилых квартир по этому адресу в нежилой фонд. Губернатор Валентина Матвиенко тогда подписала соответствующее постановление. В 2007 году все эти квартиры были оформлены на Александра Запесоцкого, который владеет ими до сих пор.

Ещё три помещения общей площадью 650 кв. м на Невском, 22 в 2002 году оказались в собственности 18-летнего Юрия Запесоцкого. В 2014 году ректор Запесоцкий приобрел ещё одну 160-метровую квартиру в этом же доме.

Рыночная стоимость всех квартир, принадлежащих Запесоцким в этом доме, согласно данным профильных интернет-сайтов, превышает миллиард рублей.

Сейчас часть этих помещений, принадлежащих Александру и Юрию Запесоцким сдается в аренду компании «РСХ», которая организовала в них мини-отель «РиверСайд Невский 22».

Отель РиверСайд Невский проспект. Источник: https://rshotels.ru/riversajd-nevskij-22 

В Петербурге был еще один адрес, связанный с сейшельским офшором Norris N.V. и семьёй Запесоцкого — улица Рубинштейна, 22. Когда-то в этом доме жили Ольга Берггольц и Сергей Довлатов. В 2000 году владельцем двухэтажного внутридворового флигеля стала компания Norris N.V., а уже в 2010 году сейшельских собственников сменил Юрий Запесоцкий. Спустя шесть лет здание было продано новым собственникам и теперь в нем работает стриптиз-клуб.

Выписки из ЕГРН

У семьи Запесоцких в Петербурге есть еще две квартиры в центре города. В 2000 году 16-летний Юрий Запесоцкий получил в подарок 220-метровую квартиру на Каменноостровском проспекте в Петроградском районе Петербурга. В 2019 году его отец стал владельцем соседней 111-метровой квартиры. Только кадастровая стоимость этих квартир превышает 75 млн рублей.

Вилла в тени Монако

Несмотря на многолетнюю близость к власти, в том числе к президенту Владимиру Путину, поддержку войны и её пропаганду среди студентов, Александр Запесоцкий так и не попал под международные санкции.

Несмотря на публичную и модную среди российской элиты критику Запада, бывший ректор Запесоцкий, как и другие представители российской элиты, всегда любил отдыхать именно в Европе. И не только отдыхать, но и делать бизнес, который он организовал сразу в трёх странах, которых Россия называет «недружественными».

В публикациях СМИ, со ссылками на правоохранительные органы, говорилось, что ректор Запесоцкий за счет вуза любил путешествовать в Монако и во Францию. Также указывалось, что Александр Запесоцкий использовал деньги университета для инвестиций в бизнес и недвижимость в этих странах.

«Хроники.Медиа» нашли и бизнес, и недвижимость.

В 2011 году в княжестве Монако была зарегистрирована компания «Villa le Nid d’aigle» (в переводе с французского — вилла «Орлиное гнездо»). Согласно выписке из реестра Монако, руководителем компании является Юрий Запесоцкий. При этом Запесоцкий-младший указал не российское, а израильское гражданство.

Конечно же, у компании с названием «Вилла» обнаружилась и недвижимость. В соседней с Монако Франции у «Villa le Nid d’aigle» есть филиал на Лазурном берегу, в шести километрах от Ниццы. По адресу филиала находится вилла, которая и принадлежит компании «Villa le Nid d’aigle».

Вилла семьи Александра Запесоцкого на Лазурном берегу Франции. Источник: Google Earth

350-метровая вилла находится на участке около 3 тысяч кв м. С горных склонов открываются виды на курортный город Вильфранш-сюр-Мер и побережье.

Многие годы Александр Запесоцкий любил проводить время здесь вместе с семьёй.

Эстонский актив: дом у границы

В 2010 году в Эстонии была зарегистрирована компания Capatsiten OU. Учредителем компании стал ректор Университета профсоюзов Александр Запесоцкий, его сын Юрий и эстонский риелтор Анатолий Амбрози вошли в правление.

Выписка из решения о создании компания Capatsiten OU

Когда Запесоцкого отстранили от руководства вузом, в эстонских СМИ писали о том, что у бывшего ректора в стране есть бизнес. И упоминали участие в нём Анатолия Амбрози. Местному изданию «Деловые ведомости» он так прокомментировал совместный бизнес с Запесоцкими:

«Я помог Юре по-знакомству. Тогда огромное количество россиян покупали квартиры и земельные участки. Был определенный бум. Россияне скупали недвижимость в Ида-Вирумаа и Таллинне. Частное иностранное лицо не могло приобрести земельный участок — чтобы это сделать, принято было открывать эстонскую компанию. Так поступали, на мой взгляд, многие».

Амбрози недолго был членом правления компании Запесоцких, но он помог приобрести недвижимость в Эстонии, которая до сих пор записана на компанию Capatsiten OU.

В 2010 году Capatsiten OU стала собственницей земельного участка площадью 3,6 тысячи кв м и дома площадью 250 кв метров. Эта недвижимость находится курортном городе Нарва-Йыэсуу.

Дом семьи Александра Запесоцкого в Нарва-Йыэсуу. Источник: Microsoft Bing Карты

До побережья Финского залива — около 100 метров, до реки Нарва, по которой проходит российско-эстонская граница — 800 метров.

По другую сторону Финского залива, под Санкт-Петербургом находится ещё одна загородная вилла, связанная с Александром Запесоцким: в посёлке Лисий Нос, опять же прямо на побережье, находится 530-метровая вилла. До 2002 года здание находилось в собственности Университета профсоюзов, затем перешло в собственность компании «Невские технологии», а в 2006 году оказалось у нынешнего владельца и гендиректора «Невских технологий» Леонида Быстрова.

Вилла, связанная с Александром Запесоцким, в посёлке Лисий Нос под Санкт-Петербургом


Вилла в Лисьем Носу известна тем, что именно здесь в 2000-х годах снимался цикл передач «Ужин при свечах с Александром Запесоцким»: ректор и шесть студенток интервьюировали какого-нибудь гостя. Позднее вилла упоминалась в скандалах с берегозахватами.


Формально недвижимость в Лисьем Носу никогда не принадлежала Запесоцкому. Но он сам в 2020 году оказался владельцем компании «Невских технологий», с которой якобы никогда не был связан. Позднее прокуратура, как писали журналисты, утверждала, что «Невские технологии» аффилированы с Запесоцким. А её владелец Леонид Быстров в социальных сетях указывал, что работает в Государственном университете профсоюзов.

Таким образом, вилла в Лисьем Носу стала еще одним объектом недвижимости, который, судя по всему, был выведен из собственности Университета профсоюзов в интересах бывшего ректора Запесоцкого.

Израильский след

Как уже написано выше, у Юрия Запесоцкого в документах на компанию из Монако обнаружилось гражданство Израиля. Никакого бизнеса на Святой Земле у него «Хроники.Медиа» не обнаружили. В отличие от его отца, у которого бизнес там всё же имелся.

В 1997 году ректор Университета профсоюзов стал основным владельцем медицинской компании I.C.I. Medical Center Ltd — тогда он выкупил доли у предыдущих владельцев. Никакого израильского документа, по крайней мере, в те годы у него еще не было, поэтому он использовал свой российский паспорт старого образца.

Уведомление о передаче акций I.C.I. Medical Center Ltd Александру Запесоцкому (אלכסנדר זפוטצקי)

В последние годы компанию несколько раз пытались ликвидировать, но безуспешно. Компания существует до сих пор, хотя, судя по всему, и не ведет активной деятельности.

Стоит напомнить, что Александр Запесоцкий когда-то пытался заниматься бизнесом в сфере медицинских услуг и в России. В 2002-2018 годах вместе с сыном он владел компанией «Европа-Мед», которая располагалась на Невском проспекте, 22. Там же, где когда-то находился медицинский центр Гуманитарного университета профсоюзов.

Зачем семье понадобился банк

Практически вся российская недвижимость Запесоцких — и квартиры, и нежилые помещения, и даже вилла под Санкт-Петербургом, которая формально не связана с семьёй бывшего ректора — с 2024 года находится в залоге у сравнительно небольшого «Ланта-банка».

Сумма и условия кредитования не раскрываются, однако срок залога составляет пять лет. Всего заключено три договора залога недвижимости: отдельно на всю недвижимость на Невском проспекте, принадлежающую Александру Запесоцкому, отдельно — на недвижимость на Невском, принадлежащую Юрию Запесоцкому. В тот же день заключили и договор залога на виллу и земельный участок в Лисьем Носу под Петербургом — якобы эта недвижимость с Запесоцкими не связана, но она оказалась в залоге в тот же день и в том же малоизвестном банке.

Такой масштаб залогов, оформленных в короткий срок, может указывать на потребность в крупном финансировании — например, на рефинансирование, инвестиции или подготовку к юридическим рискам. Условия кредитов не раскрываются, поэтому причины можно оценивать только косвенно.

***

История Запесоцкого — не только про «вечного ректора», который десятилетиями был своим при любой власти и превращал университет в образец лояльности. Это ещё и про то, как вокруг профсоюзного вуза выросла целая империя — от миллиардной собственности на Невском до зарубежных компаний и недвижимости на Лазурном берегу.

Теперь, когда имущество университета изъято в пользу государства, в этой картине появляется новая деталь: за год до этого почти вся российская недвижимость, связанная с семьёй Запесоцких, оказалась заложена в одном банке. Условия этих сделок не раскрываются публично, но сам факт залога показывает: активы были задействованы как обеспечение финансовых обязательств накануне иска — и это меняет взгляд на то, что происходило вокруг «профсоюзного» университета последние годы.

Михаил Михневич, Александр Шуршев

Back to top button