Расследования

Бюджеты СЗФО: Петербург тянет на себя деньги, регионы — долги

В январе 2026 года длительность войны с Украиной, называемой российскими властями «специальной военной операцией», превысила длительность Великой Отечественной войны. Для многих россиян война за это время стала периферией. Несмотря на первоначальные потрясения, несколько изменившие привычный уклад жизни, в целом мало что изменилось: люди по-прежнему ходят по магазинам, кафе и ресторанам, экономика, которой предвещали быстрый коллапс, многие месяцы демонстрировала рост, средние доходы населения номинально выросли на десятки процентов. 

Но 2025 год внес тревожности: темпы роста зарплат замедлились, ускорился рост цен, экономика перестала расти. Предкризисные явления привели к повышению налогов. В первую очередь это отразилось на региональном бюджетном планировании: финансы быстро стали расходиться с ожиданиями региональных властей.

«Хроники.Медиа» традиционно изучили региональные бюджеты Северо-Западного федерального округа на очередной год и сравнили, как изменились бюджетные ожидания и приоритеты властей за почти четыре года войны.

Методология

Для исследования «Хроники.Медиа» сравнили, как в утвержденных бюджетах региональные чиновники северо-запада России видели развитие своих регионов в 2022 (бюджеты были приняты за 2-3 месяца до начала войны) и 2025 годах и как планируют 2026 год.

Только в республике Коми были использованы данные из проекта бюджета на 2026 год и справочных материалов к нему, т.к. республика не публикует расходы отдельно по каждому направлению. Общий объём расходов и доходов взят из утверждённого бюджета, а распределение по разделам — из проекта и справочных материалов; разница между проектом и принятым бюджетом составляет около 3,5 млрд рублей, что не сильно повлияло на распределение средств по разделам бюджетной классификации.

Планы, то есть первоначально утвержденные бюджеты, всегда меняются в течение года. Иногда радикально, под воздействием внешних обстоятельств и экономической ситуации в целом. Но тем интереснее проследить, как менялись приоритеты в этих обстоятельствах.

Федеральный бюджет: дефицит и секретность

Утвержденный российский бюджет на 2026 год оказался дефицитным. На 2025 год власти также планировали дефицит, но тогда он предполагался в три раза меньше, чем сейчас. В 2022 году власти и вовсе утвердили профицитный бюджет — запланированные доходы превысили расходы на 1,3 трлн рублей.

При этом в абсолютных величинах запланированные доходы российского бюджета на 2026 год выросли чуть более, чем в полтора раза, по сравнению с тем, что планировалось на 2022 год — в наступившем году российский бюджет планирует получить 40,3 трлн рублей. В то же время расходы выросли почти в два раза, до 44,1 трлн рублей.

Интересно, что при принятии бюджета на прошлый, 2025 год, власти утвердили доходную часть немногим больше, чем при принятии бюджета на 2026 год. И это несмотря на повышение налогов в наступившем году.

Более четверти расходов федерального бюджета (26,2%) текущего года засекречены. Это больше, чем планировалось на 2022 год — 15,8%, но меньше, чем на прошлый, 2025 год — 29,2%. Основная часть подобных расходов приходится на национальную оборону, а также на безопасность и правоохранительную деятельность, хотя и не все расходы по этим направлениям засекречиваются.

За прошедшие четыре года сильно изменились и приоритеты федеральных властей, отраженные в бюджете — направлениях расходов. Здесь будут учитываться лишь незасекреченная часть расходов.

Бюджетный кодекс России классифицирует расходы на четырнадцать разделов:

  • Общегосударственные вопросы
  • Национальная оборона
  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • Национальная экономика
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Охрана окружающей среды
  • Образование
  • Культура, кинематография
  • Здравоохранение
  • Социальная политика
  • Физическая культура и спорт
  • Средства массовой информации
  • Обслуживание государственного (муниципального) долга
  • Межбюджетные трансферты

Больше всего за четыре года войны сократилась доля расходов на социальную политику — почти на треть, с 24,6% в 2022 году до 16,4% в 2026 году. На четверть сократилась доля расходов на межбюджетные трансферты — прежде всего то, что федеральный бюджет перечисляет регионам, доля этих расходов сократилась с 4,4 до 3,3%. Также серьёзно сократились расходы на образование — с 5,2 до 3,9%.

При этом в открытой части федерального бюджета существенно увеличилась доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство — с 1,9 до 4,6%. Не менее существенно увеличилась и доля расходов на обслуживание государственного долга — с 5,9 до 8,9%. Эта часть расходов стала третьей по объёму в незасекреченной части бюджета, в довоенном плане на 2022 год расходы на обслуживание долга в общем объёме замыкали пятёрку. В условиях быстрорастущего дефицита бюджета жизнь за счет дорожающих кредитов становится одним из основных способов закрывать дефицит — и тем самым финансировать войну, минимально сохраняя социальные обязательства.

Северо-Запад: Петербург растёт, регионы ужимаются

Для общей картины «Хроники.Медиа» проанализировали региональные бюджеты 11 регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО).

Согласно утвержденным документам на 2026 год, около 56% доходов и расходов всех региональных бюджетов СЗФО приходятся на Санкт-Петербург. В бюджетах на 2022 год, которые были приняты до начала полномасштабного вторжения в Украину, на Петербург приходилось лишь 50% всех доходов и расходов региональных бюджетов СЗФО. В относительном выражении Северо-Запад стал ещё более «петербургоцентричным»: доля Петербурга выросла с 50% до 56%. Это означает, что остальные регионы в сумме растут заметно медленнее. При этом в Петербурге проживает около 40% всего населения СЗФО.

В связи с этим приоритеты совокупных бюджетов СЗФО рассматривались отдельно по десяти регионам и отдельно по Санкт-Петербургу.

Доходная часть бюджета Санкт-Петербурга за четыре года войны выросла более, чем в полтора раза. Расходная часть росла еще быстрее. Это связано не только с ростом экономики и доходов населения, обеспеченных возросшими госрасходами и оборонной промышленностью, которой много в Северной столице, но также и инфляцией, а также изменениями курса рубля — валютная выручка стала приносить больше рублей.

Совокупные доходы десяти регионов СЗФО (без Санкт-Петербурга) в 2022–2026 годах выросли примерно на 17%, а расходы — почти на 32%. При этом в 2026 году они планируют собрать меньше доходов, чем планировали в 2025-м, но потратить больше.

Больше всего за 2022-2026 годы в десяти регионах СЗФО (без Санкт-Петербурга) выросла доля расходов на обслуживание государственного долга. Если в 2022 году на эти цели планировали потратить лишь 1% совокупных бюджетных расходов, то к 2026 году доля расходов на обслуживание госдолга выросла вдвое. Также нарастили расходы на общегосударственные вопросы (содержание чиновников — от зарплат до ремонта кабинетов и закупки бумаги). Доля таких расходов на 2026 год запланирована на уровне 6,7%, хотя на 2022 год планировали потратить лишь 4,6% от совокупных бюджетных расходов.

Доля расходов на образование в совокупных бюджетах десяти регионов СЗФО росла: с 20,1% в 2022 году до 21,4% в 2025-м и 22,5% в 2026-м — на фоне снижения доли образования в открытой части федерального бюджета.

Одновременно в совокупных расходах десяти северо-западных регионов снизилась доля национальной экономики (государственные инвестиции, субсидии бизнесу, дорожное строительство и т.д.) — с 24,6% в 2022 году до 22,0% в 2026-м. Сократилась доля ЖКХ (с 8,1% до 6,7%) и здравоохранения (с 9,1% до 8,4%). Доля межбюджетных трансфертов муниципалитетам уменьшилась с 4,2% до 3,6%. Социальная политика в сумме изменилась незначительно — сократилась с 22,5% до 22,0%.

Далее «Хроники.Медиа» проанализировали изменение бюджетных приоритетов в отдельных регионах Северо-Западного федерального округа.

Что регионы сокращают в первую очередь

Региональные бюджеты первыми реагируют на кризис — не ростом инвестиций, а урезанием обязательств.

В соответствии с Конституцией Россия — социальное государство. Но девять из одиннадцати регионов СЗФО за четыре года войны сократили эти расходы. Самое значительное сокращение — в Псковской области, с 25% в утвержденном бюджете на 2022 года до 19,9% в бюджете на 2026 год. Только Калининградская и Ленинградская области незначительно увеличили долю социальных расходов.

В отличие от федерального центра доля расходов на ЖКХ в большинстве регионов Северо-Запада за четыре года войны резко сократилась — шесть из одиннадцати регионов планируют потратить меньшую часть бюджета на эти цели, чем планировали в последнем предвоенном бюджете. Только Вологодская и Калининградская области увеличили долю этих расходов, причем сразу в два раза: в Вологодской области на ЖКХ потратят 6,5% бюджета, в Калининградской области — 8%.

Расходы на охрану окружающей среды никогда не были приоритетными ни в одном российском бюджете. На Северо-Западе на эти цели практически во всех регионах тратят не более 1% расходов. Но за четыре военных года Вологодская область резко увеличила эту статью бюджета: в 2022 году планировали потратить 0,3%, а в 2026 году планируют уже 1,3% от всех бюджетных расходов. В два раза увеличили долю расходов на экологию в Калининградской области (с 0,5 до 1%), в полтора раза — в Карелии (с 0,1 до 0,2%). Архангельская и Мурманская области, в свою очередь, сократили эти расходы: Архангельская область — с 0,2 до 0,1% бюджета, Мурманская область — с 1,6 до 1%.

Более половины регионов сократили расходы на межбюджетные трансферты — деньги, которые из регионального бюджета перечисляются на местный уровень. Одновременно с этим в Калининградской и Псковской областях, в республике Карелия и Ненецком автономном округе доля таких расходов немного выросла, а в Санкт-Петербурге осталась на прежнем уровне — 0,9% от всех расходов.

Что защищают регионы и что растёт быстрее всего

Девять из одиннадцати регионов СЗФО в 2022-2026 годах увеличили долю расходов на содержание чиновников — общегосударственные вопросы. Больше других отличились Калининградская (в 2022 году на общегосударственные вопросы планировали потратить 2,4% расходов, а в 2026 году планируют уже 5,9%), Новгородская и Псковская области. Только в Мурманской области и в Санкт-Петербурге снизилась доля расходов на чиновников: в Мурманской области — с 5,8 до 4,8%, в Петербурге — с 7,8 до 6,5%.

В бюджеты на 2022 год, принятые за несколько месяцев до полномасштабного вторжения России в Украину, северо-западные регионы закладывали минимальные суммы на национальную оборону. Для регионов это расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку. Такие расходы тогда составляли сотые доли. К 2026 году эти расходы хоть и выросли в абсолютных цифрах (например, в Мурманской области почти в 20 раз, а в Вологодской области — почти в 10 раз), но доля этих расходов в бюджетах осталась невысокой, на уровне десятых долей процента.

После расходов на мобилизационную подготовку («национальную оборону») расходы на обслуживание госдолга в региональных бюджетах показали самый стремительный рост. Только Псковская область, Ненецкий автономный округ и Санкт-Петербург из регионов СЗФО продемонстрировали снижение доли этих расходов. Но в Вологодской области доля расходов на обслуживание долгов с 2022 года увеличилась в 54 раза (с 0,02 до 0,9%), в Мурманской области — в 6,5 раз (0,4 и 2,4%), а в Архангельской области — в 2,6 раза (с 2,6 до 6,9% — самый высокий показатель на Северо-Западе России). Минимальную долю расходов на обслуживание долгов — 0,1% — предусмотрела в бюджете на 2026 год Ленинградская область, где этот показатель остался неизменным с 2022 года.

Практически не менялись доли расходов на безопасность и правоохранительную деятельность — полицию, прокуратуру, мировые суды. Эти расходы составляют везде 1-2% бюджетов и за время продолжающихся боевых действий практически не изменились.

Поддержка региональных средств массовой информации, пожалуй, одна из самых защищенных и стабильных статей бюджетов. В основном это расходы на медиа, обслуживающих и восхваляющих региональных чиновников. При этом в общей структуре региональных расходов это не более одного процента — лояльность «придворных СМИ» обходится сравнительно недорого. В большинстве регионов десятые доли процента таких расходов остались неизменными, хотя Новгородская область увеличила долю медийных расходов с 0,2 до 0,4%, а Санкт-Петербург, наоборот, сократил с 0,5 до 0,3%.

Экономика: где урезают развитие, а где наращивают

Пока на федеральном уровне относительные расходы на образование сокращались в регионах, наоборот, они в основном росли. Девять из одиннадцати регионов СЗФО увеличили долю образовательных расходов по сравнению с 2022 годом. Самый большой рост в Новгородской и Калининградской областях — в 2026 году доля этих расходов в указанных регионах вырастет до 27,4 (самая высокая доля образовательных расходов на Северо-Западе России) и 17,6%, соответственно, по сравнению с 15,9 и 12,1%. Сократятся эти расходы в Коми и Ленинградской области: с 27 до 25,8% в утвержденных бюджетах Коми на 2022 и 2026 годы и с 23 до 21,4% в бюджетах Ленобласти.

На поддержку экономики северо-западные регионы тратят очень разные суммы.

На эти цели в 2026 году, например, Калининградская область планирует израсходовать 36,9% бюджета (в 2022 году планировали 57,6%), а Мурманская область — 19,1% (в 2022 году планировали лишь 11,4%).

В целом Архангельская, Ленинградская и Мурманская области, республика Коми и Санкт-Петербург серьезно увеличили поддержку региональной экономики по сравнению с 2022 годом, а Вологодская, Калининградская и Новгородская области, наоборот, серьезно сократили.

Без резких движений: спорт, культура, здравоохранение

Расходы на культуру и кинематографию не сильно изменились за годы войны. Самую большую долю бюджета — 4,3% — на эти цели потратит Ненецкий автономный округ, меньше всего — Псковская область, всего 1% — регион сократил долю этих расходов в два раза. «Культурная столица России» — Санкт-Петербург планирует потратить на культуру 3,1% своего бюджета, почти столько же, сколько планировали и в 2022 году.

На здравоохранение из региональных бюджетов в среднем расходуется 7-10% средств. И с 2022 года доля этих расходов изменилась не сильно. Но восемь из одиннадцати регионов незначительно сократили долю таких расходов, а Калининградская и Псковская области и республика Карелия, наоборот, увеличили.

Расходы на физкультуру и спорт в региональных бюджетах составляют 1-2%. С 2022 года изменения в основном были небольшими, тем не менее Архангельская область предусмотрела увеличение этих расходов с 0,7 до 1,5%, а Псковская область продемонстрировала самое значительное снижение — с 1,9 до 0,5%.

***

Главный сдвиг за годы войны — не в появлении новых приоритетов, а в перераспределении рисков: центр богатеет и тянет на себя бюджетную массу, периферия сжимается и экономит на обязательствах (социалка и ЖКХ), одновременно наращивая долги и расходы на госаппарат. В такой конфигурации «развитие» становится опцией, а не целью — и это видно уже в планах на 2026 год.

Александр Шуршев

Back to top button